Библиотека

а знаете ли вы, что…
МонстрыВ разделе "Монстры" вашему вниманию представлен полный перечень Монстров и существ, упоминаемых Кингом в своих произведениях.
на правах рекламы
цитата
Пятиминутные битвы рождают легенды, живущие тысячелетия.
Социальная проблематика в романе Стивена Кинга "Рита Хейворт или Побег из Шоушенка"

Курсовая работа

Горбунов Михаил


    Произведения Стивена Кинга напоминают мозаику: составленные порой из совершенно несовместимых частей они представляют тем не менее вполне целостную картину.
    "Король ужасов", как его окрестили критики и читатели, бесспорно, является превосходным психологом: писатель способен затронуть самые потаённые уголки человеческой души в поисках страха.
    Но свои способности он проявляет и не только в том, что способен задеть читателя за "живое", но и в понимании природы своего адресата. Многие из его творения отличаются детализацией быта и жизни рядовых американцев. Пытаясь привлечь внимание читателя, Кинг создаёт атмосферу, максимально приближенную к повседневной жизни.
    Это старание быть ближе к читателю играет двоякую роль: во-первых, писатель таким образом возбуждает интерес к своему творению, ибо правдоподобие жизнеописаний в его произведениях действительно поражает; во-вторых, автор создаёт многогранную картину современного ему общества со всеми его недостатками, противоречиями.
    Так как абсолютное большинство творений Стивена Кинга относится к жанру horror или мистика, или сочетают в себе оба жанра, то, критики, как правило, затрагивают лишь эту сторону творчества писателя, лишь поверхностно касаясь темы взаимоотношений между людьми, между человеком и обществом. Именно эта проблема наиболее полно и ярко раскрывается в психологическом романе "Побег из Шоушенка" ("Shawshank Redemption"), анализу которого посвящена настоящая глава.
    Это произведение широко известно публике благодаря удачно поставленной экранизации, завоевавшей множество престижных призов. Просмотр фильма оставляет неизгладимое впечатление и порождает вполне законный вопрос, является ли это только заслугой организаторов картины или же это талант писателя, чей роман лёг в основу фильма.
    С первых же строк становится ясно, что роман является далеко не типичным произведением для Кинга. Повествование ведётся не от лица автора, и даже не от лица главного героя. Эта манера выбрана неслучайно - она служит для большей наглядности. Рассказчиком является ближайший друг главного героя - афроамериканец по кличке Рэд (Рыжий), или "человек, который может достать всё".
    Особое внимание необходимо обратить на то, что в романе он фигурирует лишь под своей кличкой, а не под настоящим именем. Это наводит на мысль, что он несёт особую смысловую нагрузку. Во-первых, автор ведёт повествование от лица Рэда, а, значит, выражает его устами свои идеи. Во-вторых Рэд играет важную роль в сюжетной линии произведения.
    Говоря о сюжете, важно заметить, что он также нетипичен. Обычно в произведениях Кинга нарушается пространственно-временная модель. Писатель может переноситься в совершенно разные места как в прошлое, так и в будущее разных героев, делая это порой совсем неожиданно.
    В романе "Побег из Шоушенка" это не наблюдается совсем. Время художественное полностью совпадает со временем физическим, тем, которое течёт внутри замкнутого пространства - внутри тюрьмы, так, как оно идёт для заключённых. Там, "снаружи", идут войны, приходят и уходят президенты, звёзды эстрады, кино и музыки, а здесь всё однообразно, монотонно и скучно. Лишь плакаты звёзд сменяются на стене в камере Энди Дюфрейна - главного героя романа.
    Плакат - это образ, несущий двойную нагрузку. С одной стороны, это единственный наглядный индикатор изменений, происходящих во внешнем мире. С другой стороны, это маскировка, лёгкая грань между тюрьмой и свободой - ведь именно за плакатом был спрятан туннель, по которому сбежал Энди.
    Рэд с самого начала симпатизировал Энди. Видно, что автор буквально восхищается твёрдостью и решимостью главного героя. Попав в Шоушенк, люди обычно срывались, вели себя неадекватно, за что следовало наказание. Так, когда Дюфрейн попал в эту тюрьму, был до смерти забит охраной один из новоприбывших за то, что устроил истерику. Писатель показывает беззащитность человека перед этой системой, произвол охранников. Главный же герой, по выражению Рэда, "не проронил в ту ночь ни звука".
    Знакомство Энди и Рэда начинается в день, когда Дюфрейн на прогулке подошёл к "человеку, который может всё достать" и попросил плакатик Риты Хейворт, той, чьё имя легло в название произведения. Спустя некоторое время главный герой просит у Рыжего геологический молоток, говоря, что у него хобби - вытачивать из камней разные фигурки.
    Горькая ирония Кинга просматривается и в том, что заказы доставлялись заключённым в книгах. То, что должно служить источником знаний, является средством контрабанды. Причём транспортом для молотка вообще послужила Библия - настолько пали эти люди. Хотя с другой стороны это можно рассматривать как символ помощи свыше.
    По словам Рэда, Энди был как будто не от мира сего. На прогулке в тюремном дворе он вёл себя так, словно гулял по лугу среди цветов и наслаждался природой. Важно отметить выбор повествования от лица Рэда ещё и в том ключе, что Кинг не пользуется в этом произведении и другим своим излюбленным приёмом - потоком сознания. Он предлагает читателю самому догадаться, что у героя на уме.
    Другая болезненная и запретная тема в произведении - гомосексуализм среди заключённых. Приятная внешность Энди не оставила равнодушными местных "сестёр", как их там называли. И вновь Дюфрейн проявляет стойкость - он не поддаётся ни на уговоры, ни на угрозы. Автор подчеркивает колоссальную моральную силу своего героя.
    Кинг довольно часто прибегает к повторам и специфической тюремной лексике в устах Рэда для достижения максимальной выразительности. Все вопиющие факты жизни преподносятся рассказчиком до того спокойно, будто так и должно быть - этому способствует очень спокойная повествовательная манера в этих главах романа. Кинг делает образ Рэда похожим на умудрённого опытом старца, который, прожив долгую жизнь, решил подвести некоторые итоги относительно худших её сторон.
    Интересна 7 глава романа, в которой смешалась и лёгкая ирония писателя насчёт заключённых, которые после просмотра фильмов в тюремном кинотеатре становились "более благонравными", и вполне серьёзные рассуждения о том, что тюремное начальство позволяло некоторые вольности заключённым, чтобы, по выражению Рэда, дать им "выпустить пар". Здесь писатель даёт недвусмысленный намёк на то, что в таком нездоровом обществе каждый человек должен иметь хоть какое-то средство самовыражения.
    Ирония Стивена Кинга ярко просматривается и в тех моментах, когда он говорит об охранниках Шоушенка. Оказывается, небезупречны не только заключённые, но и те, кто их стережёт. Писатель добивается такого эффекта в своём произведении, что создаёт буквально парадокс: охрана - это такие же люди, как и осуждённые, с той лишь разницей, что первых не успели поймать. Они так же как и все занимаются мошенничеством, воровством, обманывают государство, стараясь не заплатить налоги, с той лишь разницей, что делают это более тонко.
    Во время ремонтных работ, проводимых на крыше одного из корпусов, Энди случайно подслушивает разговор начальника охраны с одним и коллег об оставленном наследстве и вмешивается. Дюфрейну грозит неминуемая смерть, но алчность начальства спасает ему жизнь и тот рассказывает, как можно получить наследство без уплаты налога.
    Этот эпизод важен тем, что начиная с него благодаря мастерству Кинга до самой развязки создаётся впечатление, что главный герой решает сотрудничать с охраной в их нечистых делах, используя свои профессиональные навыки, дабы получить некоторые привилегии.
    Появляется своеобразный негативный эффект, когда герой вдруг резко утрачивает все свои положительные черты в пользу отрицательных. Самое интересное, что это никак не отображается на манере повествования Рэда. Изменения происходят лишь на уровне читательского восприятия.
    Разумеется, Энди сразу же ощущает на себе благоволение начальства - его переводят работать в библиотеку. Снова ирония - ей заведует тщедушный старичок, у которого в прошлом - зверское убийство семьи, но по внешнему описанию старика этого никак не скажешь. Встречается типичная для Кинга деталь - он упоминает действовавшего в те времена президента.
    Монотонное течение жизни в Шоушенке очень умело показывается автором: он использует особый набор повторов и слова, имеющие особую стилистическую окраску, причём, чаще всего, на контекстуальном уровне. Это хорошо осознаётся лишь при прочтении сразу нескольких абзацев - впечатление создаётся не сразу, оно приходит незаметно.
    Роман начинается с истории жизни Рэда, о том как тот попал в тюрьму. С первых же строк нам предстаёт образ молодого повесы, не обладающего ни образованием, ни работой. Кинг прибегает к своей излюбленной манере характеристики персонажа через речь, которая пестрит разговорной, низкостилевой, порой ненормативной лексикой.
    Типичный охотник за удачей, который попытался устроиться в жизни благодаря выгодному браку на дочери процветающего бизнесмена, но допустил ошибку, случайно убив вместе с женой её подругу с ребёнком. Писатель со всей красочностью описывает цинизм данной ситуации - Рэд мстил не ей, а её отцу, а она оказалась невинной жертвой. Причём, даже спустя десятилетия, Рэд не раскаивается в содеянном, он считает это лишь досадным недоразумением.
    Затем, наконец, перед нами предстаёт главный герой романа - Энди Дюфрейн и идёт его жизнеописание. Молодой преуспевающий банкир с безупречной репутацией попадает в тюрьму федерального значения из-за судебной ошибки. Кинг рисует довольно типичную ситуацию, когда факты оказываются против человека и он получает двойной удар - узнаёт о неверности жены, которую потом находят зверски убитой вместе с любовником, и обвиняется в этом преступлении.
    Автор устами Рэда саркастически отзывается о прессе, поспешившей очернить ни в чём не повинного человека, сделать из него чудовище. Вердикт был суров - Энди приговорили к пожизненному заключению.
    Слова Рэда о тюрьме всегда полны трагизма и горького разочарования. Это особый мир со своими жестокими законами. Что интересно, автор подчеркивает бесполезность здесь денег. Можно увидеть горькую иронию автора: то, ради чего совершается большинство преступлений, становится совершенно ненужным там, куда попадают люди за свои проступки.
    Символичен и образ голубя, который был у одного заключённого. Птица, известная как символ мира, погибла очень быстро, не выдержав чудовищных условий.
    Дюфрейн и в библиотеке проявляет свою неукротимую энергию. Он привлекает туда людей, делает ремонт, а главное - начинает писать в библиотечный фонд прошения выделить на закупку книг деньги. Слова Рэда, когда он об этом рассказывает, полны сарказма. Он ехидствует на то, что бюрократическая машина пытается отмахнуться от Энди, но его упорство разрушает всё - с каждым годом размер субсидии увеличивался.
    Жизнь Энди резко изменяется и вместе с темпом повествования, когда появляется и новый герой - Томми Вильямс. Это молодой повеса двадцати семи лет от роду, не умеющий даже читать и писать. Он попал в Шоушенк за мелкую кражу на небольшой срок. Этот герой играет роковую роль в романе.
    С одной стороны, он знает правду о том, кто на самом деле убил жену Дюфрейна вместе с её любовником. Это даёт Энди шанс получить свободу, но комендант отказывает герою в какой-либо помощи, потому что Дюфрейн слишком много знает о нечистоплотности начальства. Энди после ссоры с комендантом попадает в карцер, что даёт возможность писателю поднять и другую важную проблему - нарушения прав человека. В карцере заключённые содержались в чудовищных условиях, и Кинг не жалеет красок на описание этого помещения.
    С другой стороны, образ Вильямса интересен тем, что на нём автор показывает возможность исправления человека. Но в реальной жизни чаще побеждает зло, во всяком случае так утверждает в романе Стивен Кинг. Комендант в обмен на молчание Томми переводит в другую тюрьму, где режим менее строг.
    И вновь следует год за годом в томлении. Сменяются президенты, появляются новые деятели культуры и искусства, в частности, легендарные "Битлз", идёт перечисление блюд, какие были в меню у заключённых на завтрак, обед и ужин. Это свойственно Кингу - наполнять свои произведения реальными фактами. Рэд с Энди ведут долгие беседы о возможностях попасть на свободу. Рэд предлагает Дюфрейну различные варианты, а тот рассказывает об их слабых сторонах, подробно описывая разъедающие общество язвы: жестокость, тупость и продажность адвокатов, чиновников, судей, прессы, охраны в тюрьме, несовершенство бюрократического аппарата и банковской системы.
    Герой помогает охранникам в решении их финансовых вопросов, причём делает это абсолютно бескорыстно, не требуя ничего для себя взамен. Если он что-то и просил у начальства, то делал это на благо заключенных. Важную деталь можно заметить в рассказе Рэда об этих событиях - Кинг показывает, что на миг люди забывают, в каких отношениях и условиях они находятся: однажды, после очень ценной консультации один из охранников, забывшись, протянул Энди руку в знак благодарности.
    Начальство тюрьмы коррумпировано. Писатель делит людей на категории относительно их зависимости от денег. И этих людей он относит к низшей ступени - это те, кто готов за лишний доллар пойти на любое преступление. Коменданты то и дело приходили и уходили в связи со скандалами вокруг их личностей. По этому поводу Рэд изрекает поистине философскую фразу: "Имена на верхушке администрации меняются, но делишки прокручиваются все те же". Особый смысл вкладывает Кинг в слова Рыжего в адрес Энди: "Ты балансируешь по самому краю, выбираешь меньшее из двух зол и следишь за тем, чтобы волки были сыты и овцы целы"*.
    Выясняется, что благодаря гению Энди на свободе у него скопилась довольно крупная сумма денег, он обворовывал коменданта, который, в свою очередь, обворовывал компаньонов и государство. Можно заметить иронию Кинга по этому поводу: вора тоже можно обокрасть. В обществе действует своеобразный закон джунглей: побеждает сильнейший и, что уже больше свойственно человеку, - умнейший. Как говаривал Рэд, "финансовые компании, отличались от сидящих в Шенке грабителей только тем, что были официально зарегистрированы и признаны"*.
    Наконец, дождавшись нужного момента, Энди Дюфрейн совершает свой побег. Не зря главный герой учил в университете не только экономику, но и геологию - Кинг тем самым показывает простую житейскую истину: знания лишними не бывают. За двадцать семь лет своего пребывания в тюрьме Дюфрейн смог совершить невозможное - прорыть маленьким геологическим молотком ход в стене и, проломив канализационную трубу, сбежать по ней.
    Этому предшествовал долгий и очень болезненный срок заключения в тюрьме Шоушенк - легендарном исправительном заведении в Соединённых Штатах Америки. Реалистический подход проявляется даже в том, что название тюрьмы невыдуманное. Она действительно существует и всегда славилась благодаря жесткости своего режима - туда попадали лишь за тяжкие преступления.
    Болезненный срок как для души, так и для тела главного героя. Энди постоянно конфликтовал к комендантами тюрьмы, за что всегда наказывался, но никакие превратности жизни не сломили его волю к свободе. Кинг показывает колоссальную психологическую устойчивость Дюфрейна. Любой другой бы на его месте не выдержал бы.
    Важную роль в произведении играют портретные характеристики героев, хотя роман ими не изобилует. Кинг через портрет показывает если не все качества человека, то хотя бы базовые. Это относится и к главному герою. При его описании: его чрезвычайно волевое лицо с часто играющей на нём таинственной улыбкой сообщают читателю о явной неоднозначности этого человека.
    Интересен также и портрет коменданта - этот наглый человек с самодовольным выражением после побега Энди изменился до неузнаваемости. Рэд описывает его постаревшим лет на десять, совершенно потерянным и разбитым. Жадность и эгоистичность этого человека наказали его самого.
    Итак, Дюфрейн сбежал. Будучи гениальным в прямом значении этого слова, он сумел, сидя в Шоушенке, воспользоваться слабыми местами банковской и бюрократической систем, оформить документы так, что большая часть нечистых денег уходила на счет несуществующего человека. Оказавшись на свободе, Энди не преминул воспользоваться плодами своих трудов и снял деньги со счёта под чужим именем.
    Теперь главный герой предстаёт в своём истинном свете: Кинг изобразил его романтиком, который мечтает уехать подальше от суеты на берег Тихого океана в живописное местечко в Мексике под названием Зихуантенейо. Даже здесь писатель реалистичен - он не отправляет героя в придуманный мир, он говорит, что рай возможен и на земле.
    Через несколько лет выходит на свободу и тот, от чьего лица ведётся повествование. Перед Рэдом встаёт типичная проблема человека, который слишком долго был в тюрьме - непонимание и презрение окружающих его людей. У этого человека полностью изуродована психика: всё вокруг кажется ему чужим, неестественным. Рэд понимает, что это ненормально, когда он вынужден просить разрешения выйти в туалет у начальства, но ничего не может поделать - так его воспитала тюрьма. Реабилитация бывших заключённых - один из краеугольных каменей в обществе.
    Умелым мастером - пейзажистом предстаёт читателю в романе Стивен Кинг. Его описания природы очень необычны в том ключе, что не смотря на типичные для него олицетворения ("белые пальцы прожекторов"*), развёрнутые метафоры, Кинг рисует окружающий мир в светлых тонах. Обычно природа в его произведениях предстаёт враждебной человеку или в мрачных тонах. Здесь же она являет собой нечто положительное, где человек может спастись от окружающей его цивилизации. Мотив спасения человека в лоне природы также нетипичен для писателя.
    Но и здесь Кинг придерживается ярко социальной направленности: "с полей сходит снег, обнажая прошлогоднюю траву и валяющиеся тут и там обрывки газет, консервные банки, бутылки". "Все бутылки непригодны к возвращению; удивительно расточительным стал этот мир..."* - горестно замечал практичный Рэд. Можно сделать вывод, что постепенно степень испорченности людей возрастает.
    Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить некоторые особенности данного романа. Он сочетает в себе и традиционные для писателя психологизм героев и детализацию повествования, и новаторство в остроте постановки проблем и противоречий современного ему общества, также нетипична для Кинга строгая хронология в фабуле произведения, обладающего, к тому же, не столько внешней напряжённостью, сколько внутренней.

    Произведение насквозь пропитано иронией и горькой усмешкой. Автор всеми способами старается показать, что в проблемах человека и общества виноват только сам homo sapiens. Писатель не грезит воздушными замками, он лишь хочет научить людей быть чуточку добрее друг к другу, объяснить им, что рай возможен и на земле. В лице главного героя романа он показал того, кто вне зависимости от условий способен добиться счастья без посторонней помощи и поддержки. В этом и проявляется романтический характер этого персонажа.
    Энди Дюфрейн олицетворяет собой человека, столкнувшегося с тремя основными проблемами его социума: несправедливость, жестокость, обман. Он попадает в противоестественную обстановку, в тюрьму, в эту маленькую модель общества со свойственными ему недостатками, где они показаны во всей своей неприкрытости и отвратительности. Идёт борьба личности против системы.
    Люди там показанные, в большинстве своём негодяи, причём как со стороны заключённых, так и со стороны охраны, однако встречаются честные и благонадёжные. Мир не без добрых людей - возможно, эта идея проповедуется в произведении. Дюфрейн, не смотря на своё одиночество и внешнюю слабость, проявляет недюжинные таланты и выдержку. Сумев найти слабые стороны системы и приспособившись к ней, он, в конце концов, побеждает.



Список использованной литературы:

  1. Апенко Е. Любите ли вы беллетристику? // Аврора -1986, №10
  2. Ассулин П. Ужасы Стивена Кинга // Ровесник - 1990, №12
  3. Варустин Л. Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга // Звезда - 1986, №4
  4. Зверев А. "Что такое массовая литература" в книге "Лики массовой литературы США". М.: Наука, 1991
  5. Кузнецов С. Соблазн большой литературы: С.Кинг - на бумаге и на экране // Искусство кино - 1996, №2
  6. "Команда скелетов. Сердца в Атлантиде": Король ужасов/ Авторский сборник, предисл. А.Ливерганта. М.: АСТ, 2004. 1008с.
  7. Медведев А. Писатель с двусмысленной репутацией // Искусство кино - 1996, №2
  8. Пальцев Н. Страшные сказки Стивена Кинга. Фантазии и реальность (проверено 24.11.04)
  9. Преображенская А. Иногда они возвращаются (проверено 24.11.04)
  10. Смирнов А. Мистицизм как цель, фантастика как метод (проверено 24.11.2004)
  11. Струкова О. Финт хвостом (проверено 24.11.04)
  12. Чемоданов А. Исследование творчества Стивена Кинга (проверено 24.11.04)
  13. Шувалов В. "Во мне нет ничего дьявольского" // Новое время - 1993, №37


Комментарии:
* http://www.dominus.agava.ru/library/king/prison/

 

случайная рецензия
Надо было начинать с чего-нибудь полегче(с рассказов, например), но моей первой кинговской книгой была она!!! Мне было 11 лет, когда я взялась за "Безнадёгу. 11 лет ребёнку(!!!!!!!), а он "Безнадёгу" читает!!! Как же мне было страшно и интересно! Даже не знаю, чего больше. А на ночь я обязательно клала книгу в шкаф "лицом" вниз и наваливала на неё кучу всяких других книг, чтобы ТЭК не вылез и не сожрал меня!!! Это незабываемое воспоминание детства! Сейчас смеюсь, тогда не до смеха было...
Urtica
на правах рекламы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ И УКАЗАНИЯ ССЫЛКИ НА САЙТ Стивен Кинг.ру - Творчество Стивена Кинга!
ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ? Напишите нам об этом!
Яндекс.Метрика