![]() |
![]()
|
![]()
Мне можно переломать все кости, слова меня не ранят.
|
Cергей Думаков |
Возможная связь между романами "ОНО", "Бессоница" и "Темная башня" |
В этом коротком исследовании я попытался объяснить
некоторые неясные моменты вышеупомянутых книг и доказать, что они связаны между
собой. Эссе расчитано на людей, более или менее знакомых с романами Стивена
Кинга, вынесенными в заглавие. Поэтому здесь не будет вступительной части типа
"краткое содержание романа таково..." или описаний действующих лиц. Это сделано
для того, чтобы сэкономить время и место.
Из текста романа "ОНО" следует, что Паук (ака Пеннивайз, Боб Грей, етс.) существовал по крайней мере в двух мирах одновременно, причем та его часть, которая присутствовала в нашем мире, была лишь малой частью Того, кто был в другом месте. "...до него {Билла} дошло: ОНО хотело выбросить его через стену Вселенной в какое-то другое место (...), где ОНО существует как титаническое (titanic - возм., колоссальное) сверкающее ядро." (ОНО, Кэдмэн, 1993, 2-й том, 416 стр.) Черепаха называет это место макрокосмом. Возможно, Макрокосм - это Мир Миров, Древо мира, совокупность всех обитаемых и необитаемых миров, совокупность всех возможных вариантов развития каждой точки Метавселенной. Подобные конструкции встречаются почти во всех религиозных учениях на Земле и поэтому назвать это вымыслом Кинга было бы неправильно. В последнее время эксплуатировать эту идею стало модным у некоторых российских фантастов - например, у В. Головачева. (См. "Схрон", "Бич времен" и т. д.). Там же ("ОНО") читаем: "{Что-то} создало и Черепаху, которая только наблюдает, и ОНО, которое только пожирает". То есть ОНО и Черепаха приравниваются друг к другу по силе. А как мы знаем, Черепаха - необычайно мощное создание, практически, бессмертное (однако, в "ОНО" она все же погибает - но это такая запутанная тема, что хватит еще на один очерк. Ведь упоминание о Черепахе мы будем встречать практически во всех более поздних романах). Соответственно, это можно отнести и к ОНО. Если следовать этим выводам, то ОНО - существо вне пространства и времени(в нашем понимании этих слов). Тогда что же такое Паук? Как может физическое воплощение этого монстра быть таким слабым(не справиться с кучкой подростков, пусть и слишком умных для своего возраста - унизительно для таких размеров)? Ответ, как я понимаю, мы находим в 13-й главе романа. "...Глэмор - это гэльское имя существа, терроризировавшего Дерри... Индейцы... называли его Маниту... Гималайцы называли его Таллус или Таелус... В центральной Европе ОНО называлось Эялик... Во Франции его называли "ле лу-гару"..." (Там же, стр. 139-140) По всей видимости, Паук - это лишь одно из многих созданий, разбросанных по всему земному шару. Наглядный пример: крылатая ракета в воздухе распадается на множество более мелких "бомб". Одной из таких "бомб" был, как мне кажется, и Паук. Но представьте себе, что после распада ракета не перестает существовать, а "живет" параллельно со своими мелкими частями. Так вот, ракета ЦЕЛИКОМ - это МакроОНО, а Таллус, Пеннивайз, Маниту - это "бомбы", его проекции на определенные территории. (Да и не хватило бы ОНО маленького городка. Если я прав, то для прокорма ему нужны как минимум пара планет.) Естественно, что такие проекции будут гораздо слабее оригинала. Отсюда можно заключить, что в одноименном романе убит именно такой фантом, точка связи между ОНО и, к примеру, штатом Мэн. Настоящее же ОНО цело и невредимо, возможно, ранено, но никак не убито. Кинг развивает эту тему и связывает между собой "ОНО" и "Темную Башню" в романе "Бессоница". В этой книге можно найти много деталей, скрытых и лежащих на поверхности, указывающих на данную связь. Во-первых, место действия. До "Бессоницы" Дерри не был "серийным" городом Кинга, как, например, Кастл-Рок или Хэвен, хотя с момента написания "ОНО" прошло восемь лет. Во-вторых, действующие лица. Если в "ОНО" это в основном дети, то в Б. это главным образом старики. Налицо обратная связь, т. е. Б. является как бы зеркальным отраженим ОНО. В-третьих, часто в книге мы находим упоминания о действующих лицах и событиях "ОНО". Все это указывает на связь между "ОНО" и "Бессонницей". Напрямую же эти два романа связывает между собой фигура Малинового Короля (Crimson King). Стоит сказать, что это не настоящее имя, так его называет Эд Дипно. Еще одна ниточка: "Пеннивайз" - название одной из рок-групп, название "Кримсон кинг", я думаю, тоже скажет кое-что поклонникам тяжелой музыки. Что мы знаем о нем? Как говорят маленькие лысые врачи, "он снова в Дерри". Он способен менять форму. Он жаждет одновременной смерти многих людей. Он говорит Ральфу: "Нет, ты не видишь меня. Ты думаешь, что видишь, но не можешь. И не хочешь. Ты не за что не хочешь видеть меня без моих масок." (Б., АСТ, 622 стр.), "На самом деле я могу быть тем, чем захочу, может, тебе не известно, но смена формы - древний обычай в Дерри"( там же, стр. 624), "я здорово потрудился здесь, в Дерри" (там же, стр. 625). Этот тон! Эта ирония! Этот стиль нельзя не узнать. Мое мнение таково: ОНО и существо, выведенное в "Бессоннице" под именем Малинового Короля, есть одно и то же создание. В больнице Клото представляет Ральфу и Лоис кинговскую модель Дерева мира, Макрокосма, иными словами: "...громадная башня, сложенная из темного прокопченного камня, стоящая посреди поля красных роз". Это есть центральный образ эпопеи "ТБ", если кто не понял. "Вы с Лоис живете на первых двух этажах этой конструкции... Но есть существа, которые живут намного выше... " Видимо, ОНО и Черепаха и есть такие существа, а Макрокосм, которым Черепаха пугала Билла Денбро, и есть Темная Башня. Судя по всему, Эд Дипно - это шанс для ОНО вернуться в Дерри, оставить там очередной фантом. ( Косвенно это потверждает тот факт, что Дерри, разрушенный во время урагана, снова оживает и даже разрастается - то есть ОНО подготавливает почву. ). Если следовать этой теории, то некое существо, стоящее в "темнобашенной" иерархии выше, чем ОНО и Черепаха, существо, ведущее игру на уровне вселенных - им запросто может быть Флэгг или кто-то из его сторонников - предложило Пеннивайзу сделку: он убивает мальчика, который может здорово помочь Роланду в его борьбе с Флэггом, а Флэгг помогает Пеннивайзу вернуть утраченные позиции. Таким образом, используя Дипно как камикадзе, ОНО убивает сразу двух зайцев: уничтожает мальчика и совершает массовое убийство, необходимое для зарождения нового цикла. Вот таким образом, как мне представляется, связаны между собой "ОНО", "Бессонница" и "Темная Башня". Естественно, это не единственно верная точка зрения. Я с удовольствием приму любые аргументированные возражения и по мере возможности попытаюсь ответить на них.
© Cергей Думаков, 2000
|
![]()
прочла за два дня, на одном дыхании, прожила с Роландом эти дни в его мире, очень интересно, в любом случае интереснее "Песни Сюзанны"
пи
|