![]() |
![]() ![]() |
![]()
Знаешь, какова цена проданного будущего, Салл-Джон? Ты не можешь по-настоящему вырваться из прошлого. Ты не можешь по-настоящему преодолеть его.
|
Выборочные произведения Стивена Кинга в жанре Хоррор.
Методические указания для преподавателей литературы
Автор: М. Джерри Вейс (M. Jerry Weiss).
|
Содержание |
Нет никаких сомнений в том, что Стивен Кинг - невероятно популярный автор коротких историй и романов ужасов. Учащиеся старших классов, не читавшие его романов, наверняка видели фильмы, снятые по книгам или по сценарию Стивена Кинга. Популярность его книг среди молодежи поможет привлечь даже наименее заинтересованных читателей при изучении в рамках школьных / университетских занятий. Учащиеся скорее всего с удовольствием прочитают его работы. Хотя большинство учителей признают качество этих произведений, многие не торопятся использовать их в практике обучения. Часто резкий стиль и язык произведений Кинга или обилие страшных сцен в некоторых из них могут послужить препятствием. Однако многие его работы привлекательны не только с позиций литературы ужасов: они действительно достойны изучения. Будучи знакомыми с произведениями Кинга и заинтригованными самим жанром (литература ужасов), многие учащиеся хотели бы проанализировать их и использовать в качестве основы для своих собственных работ. Представители жанра ужасов, произведения Кинга могут быть использованы в качестве трамплина и при изучении классической литературы. Цель данного руководства учителя - предоставить список избранных работ Стивена Кинга, которые в наибольшей степени подходят для аудиторного изучения. Безусловно, они пугают, однако, они также несут важное послание автора: о добре и зле, о человеческой природе. Лексика этих произведений часто вызывающая, но почти никогда - грубая. Тем не менее, если подобные выражения и имеют место быть (это продиктовано особенностями сюжета или персонажа), то всегда употреблены к месту. Учителю, однако, рекомендуется ознакомиться с произведениями прежде, чем предлагать их к изучению в классе, и отобрать произведения в соответствии с возрастом учащихся. Это руководство учителя предполагает интеграцию рассказов Стивена Кинга в общий цикл литературы, изучаемый в рамках программы высшего учебного заведения или колледжа. Предлагаемые занятия требуют активности студентов, включают обсуждения материала, письменные, исследовательские работы; возможны театрализованные постановки и использование некоторых технических средств. Что делает работы Стивена Кинга достойными изучения? Недавние исследования в старших школах и колледжах (речь идет о западных учебных заведениях, но думаю, что ситуация в России аналогична - прим. пер.) показывают, что Стивен Кинг очень популярен в этой среде. Кстати, что касается популярности, Стивен Кинг - единственный современный писатель, соединивший умение создавать страшные, держащие в напряжении истории, с продолжительной исторической и литературной традицией. Такие авторы, как Шарлотта и Эмили Бронте (Charlotte & Emily Bronte), Мэри Шелли (Mary Shelley), Брэм Стокер (Bram Stoker), Вильям Шекспир (William Shakespeare), Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe), Натаниэль Хоторн (Nathaniel Hawthorne), Герман Мелвилл (Herman Melville), Роберт Луис Стивенсон (Robert Louis Stevenson), Уилки Коллинз (Wilkie Collins) и Чарльз Диккенс (Charles Dickens) - лишь несколько примеров классических писателей, которые в свое время получили подобное признание.
Стивен Кинг родился в Портленде, штат Мэн, в сентябре 1947 года. Его отец бросил семью, когда Стивен был еще очень молод, и его матери пришлось работать в нескольких местах за очень небольшие деньги, чтобы прокормиться. После нескольких переездов семья остановилась в Дарэме, штат Мэн, где мать Стивена должна была заботиться о своих стареющих родителях. Хотя отец и не принимал участия в жизни маленького Стивена, он во многом повлиял на формирование личности будущего писателя, оставив ему много книг с фантастическими и хоррор-произведениями. В детстве Стивен был довольно одиноким ребенком, он носил очки с толстыми линзами и не обладал атлетическим телосложением; он предпочитал в одиночестве слушать страшные истории по радио, читать книги с подобными произведениями или смотреть научно-фантастические фильмы. В юности Стивен получал удовольствие от чтения книг широкого круга авторов: Джон Д. МакДоналд (John D. MacDonald), Эд МакБейн (Ed McBain), Ширли Джексон (Shirley Jackson), Дж. Р. Р Толкин (J. R. R. Tolkien), Кен Кизи (Ken Kesey), Маргарет Митчел (Margaret Mitchell), Андре Норт (Andre North), Джек Лондон (Jack London), Агата Кристи (Agatha Christie) и Томас Харди (Thomas Hardy). В последних классах школы Стивен писал короткие истории, основой для которых послужили прочитанные им книги. Напряженный сюжет этих небольших историй разворачивался в маленьких городках и, конечно, включал элементы хоррора. Стивен посылал свои работы в различные научно-фантастические журналы, и, хотя ни одна из них не была опубликована, он, однако, взял первый приз на конкурсе эссе. У будущего писателя были и другие интересы, он все больше приспосабливался к обществу, социализировался: он увлекался футболом и играл на гитаре в рок-н-рольной группе. По окончании школы Стивен получил ученую степень в области английской филологии в Университете штата Мэн в Ороно. Во время учебы в колледже он был вынужден работать в нескольких местах, чтобы обеспечить себя. В 1971-м году Стивен связал себя узами брака с Табитой Джейн Спрюс (Tabitha Jane Spruce), с которой он познакомился в Университете, и женат на ней до сих пор. Ко времени окончания колледжа Кинг опубликовал две небольших повести, гонорар за которые составил 70 долларов. Однако Стивену пришлось сконцентрироваться на работе, чтобы прокормить семью, поскольку писательское ремесло не приносило больших доходов. В конце концов, он устроился в частную школу "Академия Хемпдена" учителем английского языка. Все свое свободное время он уделял литературе. Иногда ему удавалось продать свои работы какому-либо журналу, и, тем не менее, молодая семья жила впроголодь и не всегда могла заплатить по счетам. Однажды, в отчаянии, Стивен выбросил один из своих черновиков. Табита, всегда воодушевлявшая мужа и поддерживавшая в нем желание писать, нашла бумаги и заставила его послать текст одному редактору, в издательство "Даблдей", проявлявшему интерес к творчеству Кинга. Так был опубликован первый роман Стивена Кинга Кэрри (Carrie), права на который были проданы за 400 000 долларов. Роман имел успех - карьера Кинга началась. В 1976-м году Брайан Де Пальма (Brian De Palma) снял очень удачный фильм по мотивам Кэрри. Фильм послужил хорошей рекламой: было продано около 4 млн. копий книги. Теперь Стивен мог перестать преподавать и посвятить все свое время литературе. Вскоре Стивен подписал многомиллионный контракт с "Нью Америкэн Лайбрари", издательством, которое публикует его книги, выходящие в мягкой обложке до сих пор, начиная с выпущенной в 1979-м году "Мертвой зоны" (The Dead Zone); новые работы Кинга в твердом переплете публикует издательство "Викинг". В наши дни сборники романов и повестей Стивена Кинга продаются миллионными тиражами по всему миру. Со списком произведений вы можете ознакомиться в конце данной статьи. Кроме того, Стивен написал и несколько сценариев для фильмов и сериалов, в том числе и сценарий для экранизации "Противостояния" (The Stand), а Табита Кинг сама стала вполне успешным автором. В то время, как многие произведения Кинга нашли свое воплощение на большом экране и покоряют первые строчки хит-парадов бестселлеров, Стивен, Табита и трое их детей продолжают скромно жить в Мэне. Семья Кинга очень дружна, и ее члены обсуждают те же самые вещи, что и члены любой другой американской семьи: малая лига, литература, кинематограф и т. д. Несмотря на свою популярность Стивен Кинг ведет обычную жизнь и, хотя признает, что боится много в этой жизни, продолжает наслаждаться ею, читать, слушать радио и играть рок-н-ролл. По словам Стивена Кинга... Стивен Кинг, будучи успешным автором, дал огромное количество интервью и довольно часто появляется на страницах популярных изданий и в телепрограммах. По его собственным словам учащиеся смогут получить довольно точное представление о личности Кинга и его авторском "я". Учитель может использовать комментарии автора, чтобы подтолкнуть учеников к обсуждению, воодушевить их. Ремарки Кинга сгруппированы по темам для простоты поиска и обсуждения. Чтение и читатели "Жанр хоррор довольно консервативен и апеллирует в основном к молодому поколению, поскольку тинейджеры - самая консервативная часть американского общества. Вы знаете, маленькие дети принимают как данность тот факт, что вещи меняются изо дня в день, и взрослые люди понимают, что все меняется рано или поздно, и лишь их работа спасает их от изменений по мере возможностей. И лишь подростки думают, что они никогда не изменятся." - Взято из: "An Evening with Stephen King at Billerica Massachusetts Public Library", 1983. (© by Colony Communications, Inc.) "Я думаю, в высшей школе вы можете писать намного лучше, чем в колледже... Особенность высшей школы в том, что ученики по-другому смотрят на образование." "Мои студенты в колледже читали "Компенсацию в двойном размере" (Double Indemnity) Джеймса М. Кейна (James M. Cain)... и роман Девида Моррелла (David Morrell) Первая кровь (First Blood)... они читали произведения основной программы... и я хотел, чтобы они читали, мыслили и писали о том, что прочли". - Взято из: "An Interview with Stephen King" by Paul Janeczko. Опубликовано в English Journal, февраль1980. (© by National Council of Teachers of English.) "Я даже думать не могу о полудюжине фильмов, которым не избежать сравнения с книгами, которые их породили". - Взято из: "Interview with Stephen King" by Michael Kilgore, опубликовано в Tampa Tribune, 31 августа, 1986 ( © 1986 Michael Kilgore.) "Страшные истории делают из нас детей, ведь так? Это их главная функция - вышибать всю ту ерунду, за которой мы прячемся. Ужас переносит нас за пределы различных табу, запретов - туда, где мы быть не должны... И дети чувствуют то, что взрослые люди чувствовать не в состоянии из-за того опыта и знаний, которыми они обладают". - Взято из: "The Dark Beyond the Door: Walking (Nervously) into Stephen King's World" by Freff. Оригинальное интервью опубликовано в Tomb of Dracula, выпуски No. 4 и 5. (© 1980 Marvel Comics Group.) Страхи "Люди часто спрашивают, чего я боюсь. Я боюсь всего... Насекомых... Застрять в лифте... Самолетов. Темнота также пугает меня. Я не люблю темноту... Да почти все пугает меня. " Взято из: "An Evening with Stephen King at the Billerica Massachusetts Public Library", 1983 (© by Colony Communications, Inc.) "Я не прохожу под лестницами - мне страшно... Мне семь лет не везет, если я разобью зеркало; я трусливо остаюсь дома, если тринадцатое число выпадает на пятницу... Взято из: "Playboy Interview: Stephen King," июнь 1983 (© by Playboy) Зло и ужас "Структура жанра (жанра хоррор) состоит из трех основных уровней, отделенных друг от друга и независимых, каждый из которых "грубее" предыдущего по методу воздействия на читателя. На первом месте списка - страх или ужас, как самое подходящее чувство, которое способен вызвать автор, пишущий в подобном жанре. Затем - отвращение. И наконец, - эффект неожиданности, заставляющий вас зажать рот рукой, чтобы не вскрикнуть. Вообще, для начала, я попытаюсь испугать вас. Если это не сработает, я попытаюсь вызвать у вас отвращение, но если и это не поможет, придется прибегнуть к помощи тяжелой артиллерии." Взято из: "Playboy Interview: Stephen King," июнь 1983. (© 1983 by Playboy) "Многие люди окунаются в выдуманные миры, потому что мир реальный - довольно страшное место". "Я думаю, многие люди считают, что писатели, работающие в жанре хоррор - это странные, вкрадчивые, скорее всего некрасивые люди, с которыми бы не хотелось общаться". "Большинство из них (писателей), те, кого я знаю, - это крепкие, здоровые, сердечные, веселые, открытые и дружелюбные люди. И я думаю, что одна из причин этого в том, что ты должен быть достаточно уверен в себе, чтобы быть в состоянии создать монстра во плоти на своих страницах". Взято из: "Would You Buy a Haunted Car From This Man?" by Edwin Pouncey. Опубликовано в журнале Sounds, 21 мая, 1983 (© 1983 by Spotlights Publications Ltd.) "В этом отношении, никто не рассуждает о добре - все говорят о зле. Зло - ужасно привлекательная сила, и ужасно могущественная. Появляется все больше и больше книг, где зло побеждает, где зло оказывается сильнее. "Ребенок Розмари" (Rosemary's Baby) - одна из таких книг. И даже в "Изгоняющем дьявола" (The Exorcist) довольно сложно говорить о том, что происходит в конце." Взято из: "Shine of the Times," интервью со Стивеном Кингом Марти Кетчума (Marty Ketchum), Пэта Кадигэна (Pat Cadigan) и Льюиса Шайнера (Lewis Shiner). Опубликовано в Shayol, лето 1979, том 1, номер 3. (© 1979 by Flight Unlimited, Inc.) "Ужасы - это результат наших фантазий. Это способ освободиться от негативных эмоций или даже от причин, их вызывающих" Взято из: "Novelist Loves His Nightmares" by Jack Matthews. Опубликовано в Detroit Free Press, 12 ноября, 1982. (© 1982 by Detroit Free Press.) Писательское ремесло "Мне необходимо писать, чтобы не сойти с ума. Будучи писателем, я могу выплескивать свои страхи, опасения и ночные кошмары на бумагу, и это помогает мне оставаться в здравом уме". "Некоторые так называемые проводники высокой культуры почти с фанатической верой утверждают, что сюжет, история должны подчиняться требованиям избранного стиля. Я же глубоко убежден в том, что, напротив, история должна доминировать, все остальное вторично: тема, настроение, даже художественные характеристики и язык". Взято из: "Playboy Interview: Stephen King," июнь 1983. (© 1983 by Playboy) "Я бы сказал, что создание интересной истории - наиболее сложный момент в написании произведения. Описание героя может также быть затруднительным, но только в том случае, если герой мне очень интересен, и я говорю о нем слишком много, - это тормозит развитие сюжета". "Я начинаю с какой-нибудь идеи, но я не делаю первоначальных набросков. Обычно я представляю себе, как будут развиваться события... но я никогда не конспектирую свои идеи, поскольку такой способ работы лишает вас массы удовольствий и интересных мыслей, которые еще могут у вас появиться". Взято из: "An Interview with Stephen King" by Joyce Lynch Dewes Moore. Опубликовано в журнале Mystery, март 1981. (© by Joyce Lynch Dewes.) "Читая, автор учиться сам: насколько важен мотив для истории". Взято из: "An Interview with Stephen King" by Paul Janeczko. Опубликовано в English Journal, февраль 1980. (© by National Council of Teachers of English.) "Говорят, что писать нужно, прежде всего, о том, что тебе хорошо известно. Если бы я поступал именно так, то никто бы не стал читать мои книги, поскольку все, что я знаю, - довольно обыденно... Однако я могу писать об обычных вещах, наполняя их элементами выдумки". "Мне всегда было интересно писать о том, что такое детство, потому что мы часто обманываем себя в своих представлениях о нем." Взято из: "Interview with Stephen King" by Max Shaffer. Эфир WBCN-FM радио Boston Sunday Review, 31 октября, 1983. (© by Max Shaffer). Влияния "В детстве на меня в наибольшей степени повлияли книги Томаса Харди (Thomas Hardy), Фрэнка Норриса (Frank Norris) и Теодора Драйзера (Theodore Dreiser). Все они принадлежали к школе натурализма и верили, что один единственный поступок может повлечь за собой ужасные последствия". Взято из: "An Interview with Stephen King" by Paul Janeczko. Опубликовано в English Journal, февраль 1980. (© 1980 by the National Council of Teachers of English.) "Я принадлежу к первому поколению, выросшему в тени атомной бомбы. Похоже, что мы - первое поколение, вынужденное жить и смотреть на мир без прикрас, находить для себя новые, иногда сверхъестественные, пути реализации романтического начала, присущего всем нам. В каком-то смысле, это очень печально. Все смотрят фильмы ужасов, читают подобные книги - кажется, будто мы пытаемся предугадать свой конец". "Радио и, в частности, музыка очень повлияли на меня в детстве, помогли найти себя, сформироваться как личности". Взято из: "Stephen King Takes A Stand for Records" by Joel Dexter. Опубликовано в Radio and Records, 24 февраля, 1984. (© 1984 by Radio and Records.) Перед чтением...
Во время чтения...
Вопросы и задания к предложенным рассказам. Каждое из произведений подходит для изучения в классе. Вопросы и задания составлены для каждого из произведений в отдельности и могут быть использованы при работе с целым классом или с небольшими группами учащихся. Студенты могут отвечать на вопросы как в устной, так и в письменной форме. Учитель может использовать тексты произведений из трех антологий работ Стивена Кинга: "Ночная смена" (Night Shift), "Ночные кошмары и фантастические видения" (Nightmares and Dreamscapes) и "Команда скелетов" (Skeleton Crew).
Рассказы из сборника "Ночная смена" (Night Shift)
"Судьба Иерусалима" (JERUSALEM'S LOT); стр. 1-34.
"Ночная cмена" (GRAVEYARD SHIFT); стр. 35-51
"Ночной прибой" (NIGHT SURF); стр. 52-60
"Чужими глазами" (I AM THE DOORWAY); стр. 61-73
"Серая дрянь" (GRAY MATTER); стр. 105-116
"Земляничная весна" (STRAWBERRY SPRING); стр. 171-180
"Последняя перекладина" (THE LAST RUNG ON THE LADDER); стр. 279-290
"Мужчина, который любил цветы" (THE MAN WHO LOVED FLOWERS); стр. 291-296
"Женщина в палате" (THE WOMAN IN THE ROOM); стр. 313-326
Рассказы из сборника "Ночные кошмары и фантастические видения" (Nightmares and Dreamscapes) "Пустите детей" (SUFFER THE LITTLE CHILDREN); стр. 81-92
"Расследование доктора Уотсона" (THE DOCTOR'S CASE); стр. 551-581
Рассказы из сборника "Команда скелетов" (Skeleton Crew) "Всемогущий текст-процессор" (WORD PROCESSOR OF THE GODS); стр. 307-325
"Человек, который не пожимал рук" (THE MAN THAT WOULD NOT SHAKE HANDS); стр. 326-344
"Отражение" (THE REAPER'S IMAGE); стр. 363-370
"Грузовик дяди Отто" (UNCLE OTTO'S TRUCK); стр. 427-443
Инсценировка
Медиа
Письменная работа
Чтение
Задания
Упомянутые работы
Bronte, Charlotte. Jane Eyre. New York: Signet Classic, 1960. Afterword by Arthur Zeiger.
Работы Стивена Кинга Романы "Кэрри" (Carrie), "Судьба Иерусалима" (Salem's Lot), "Сияние" (The Shining), "Противостояние" (The Stand), "Мертвая зона" (The Dead Zone), "Воспламеняющая взглядом" (Firestarter), "Куджо" (Cujo), "Темная башня: Стрелок" (The Dark Tower: The Gunslinger), "Кристина" (Christine), "Кладбище домашних животных" (Pet Semetary), "Цикл оборотня" (Cycle of the Werewolf), "Оно" (It), "Талисман" (The Talisman; в соавторстве с Питером Страубом), "Глаз дракона" (The Eye of the Dragon), "Мизери" (Misery), "Томминокеры" (The Tommyknockers), "Темная башна 2: Извлечение троих" (The Dark Tower 2: The Drawing of the Three), "Темная башня 3: Бесплодные земли" (The Dark Tower 3: The Waste Lands), "Темная башня 4: Колдун и кристалл" (The Dark Tower 4: Wizard and Glass), "Темная половина" (The Dark Half), "Самое необходимое" (Needful Things), "Игра Джеральда" (Gerald's Game), "Долорес Клейборн" (Dolores Claiborn), "Бессонница" (Insomnia), "Мареновая роза" (Rose Madder), "Зеленая миля" (The Green Mile). Под псевдонимом Ричард Бахман "Ярость" (The Rage), "Долгая прогулка" (The Long Walk), "Дорожные работы" (Roadwork), "Бегущий человек" (The Running Man), "Худеющий" (Thinner). Сборники "Ночная смена" (Night Shift), "Четыре сезона" (Different Seasons), "Команда скелетов" (Skeleton Crew), "Книги Бахмана" (The Bachman Books), "Четверть после полуночи" (Four Past Midnight), "Ночные кошмары и фантастические видения" (Nightmares and Dreamscapes). Нехудожественные произведения "Пляска смерти" (Danse Macabre) Номера страниц указаны в соответствии со сборниками "Ночная смена" (Night Shift), "Ночные кошмары и фантастические видения" (Nightmares and Dreamscapes) и "Команда скелетов" (Skeleton Crew) издательства "Пенгуин Патнам" (ссылка дана на англоязычные издания - прим. пер).
© M. Jerry Weiss
|
![]()
Мутноватое произведение.
Bofus
|