Стивена Кинга называют "королем ужаса" и "типичным воплощением американской
мечты". Первый роман Кинга "Кэрри" опубликован в 1973 г. С тех пор им было
написано около 50 книг, многие из них экранизированы. Беллетрист-миллионер
ведет скромную и уединенную жизнь вместе с семьей в Бангоре (штат Мэн), не
любит покидать дом, создает свои произведения в полутемном кабинете и
периодически заявляет об уходе из литературы, в то время как его книги
раскупаются на ура поклонниками: в общей сложности продано уже более 300 млн.
экземпляров.
Большинство книг Стивена Кинга глубоко философично, и потому не стоит лишь
поверхностно следить за развитием сюжета, это романы-притчи, заставляющие
зрелого читателя о многом задуматься. Мы не будем обсуждать достоинства и
недостатки произведений знаменитого писателя, его жизненную концепцию.
Поговорим о том, что нам ближе: о кошках, которым в его произведениях отведено
значительное место. Так, в романе "Кладбище домашних животных" он рассказывает
устрашающую историю (имеющую реальную подоплеку) о том, как гибель под машиной
кота Черча и желание его хозяина уберечь от горестных переживаний своих детей
приводят к настоящей трагедии. С заброшенного кладбища индейцев, наделенного
зловещей силой неправедного воскрешения, куда его тайно отнес хозяин, Черч
вернулся странной полумертвой-полуживой тварью, вонючей, мерзкой и необъяснимо
опасной, трудно сказать, какое из противоположных друг другу состояний больше
определяло его сущность. То же самое происходит и с "возвратившимися" с того
света людьми. В "Кладбище домашних животных" всегда психологически точный
Стивен Кинг не может уйти от извечной проблемы нашей жизни: смерти дорогих
существ, ней нежности расставания со всеми, кого мы любим, будь то кошка,
собака или близкий человек. Пятилетняя
девочка мучается вопросами: сколько проживет ее кот, зачем существует смерть,
неужели нельзя ее избежать, и отец-врач не в силах дать ей убедительный ответ.
"Кладбище домашних животных" - попытка примирить читателя с естественным ходом
вещей в природе. Вторгаться в мир древних суеверий, а тем более пытаться
изменить божьи законы неразумно и небезопасно. Метаморфоза кота Черча
доказывает это лучше, чем прочие превращения в романе, причем Кинг
демонстрирует практическое знание кошачьей физиологии и психологии. Он
замечает, как необратимо изменились повадки Черча после кастрации, а дальше,
когда гибель кота и его жуткое "воскрешение" уже произошли, подчеркивает, как
неестественна для кошек потеря грациозности движений и способности мурлыкать.
Можно любить животных, в том числе и кошек, говорит нам Стивен Кинг, полюбить
их живыми, так как "мертвые - мертвы", а живые по-прежнему нуждаются в нашей
заботе и жалости.
Кошки, такие привычные и близкие нам в повседневном быту, в "ужастиках"
Кинга - одновременно и жертвы, и мстители.
В рассказе "Гостья из ада" пожилой инвалид нанимает киллера для того, чтобы
убить свою черно-белую кошечку. Когда-то старик занимался экспериментами в
области фармакологии, испытывая на кошках сильнодействующий препарат. И вот
одна из них будто бы вернулась из самой преисподней, чтобы отомстить людям за
весь кошачий род. Описание этой кошки не оставляет нам сомнений в ее
действительно мистическом происхождении: "Морда ее была словно разрезана
надвое: одна половина черная, а другая сплошь белая. Прямая, как струна,
разделительная линия шла от макушки ее плоского черепа, спускалась к носу и
далее упиралась в рот. В сумраке изысканно обставленной гостиной ее глаза
казались громадными, а черные зрачки, в которых преломлялся свет от камина,
сами походили на тлеющие ненавистью угольки".
Этот рассказ оказался столь популярен, что вошел в две "кошачьих" антологии
- "Бойся кошек" (1993) и "Финт хвостом" (1996). Многим запомнился фильм
"Кошачий глаз" (США, 1985) - экранизация трех рассказов Кинга, сквозным героем
которой стал кот, ненавязчиво наблюдающий за происходящим. В предисловии к
рассказу "Теория домашних животных: Постулат Л. Т. " Кинг пишет о своих
любимцах - корги Марло, которого жена подарила ему на сорокалетие и который с
тех пор является уважаемым членом семьи, и сиамской кошке Перл, прожившей в их
доме пять лет. По воспоминаниям писателя, это была "довольно-таки безумная
кошка". "Hаблюдая за взаимоотношениями Марло и Перл (пожалуй, их следовало
охарактеризовать как настороженное уважение), я задумал рассказ о семье, в
которой домашние животные вносят свою лепту в и без того сложные отношения
между мужем и женой". Стивен Кинг хорошо помнит, какое удовольствие получил от
работы над этим рассказом, и, если к нему обращаются с просьбой почитать
что-нибудь из его произведений, он всегда выбирает "Л. Т. ". "Все смешалось" в
семье Л. Т. и Лулу Девиттов. Жена подарила мужу на годовщину свадьбы собаку -
джек-рассел-терьера Фрэнка, а он ей на вторую годовщину - сиамскую кошку Люси.
Потом супруги "обменялись" домашними животными: Л. Т. откровенно невзлюбил пса,
отдав предпочтение Люси, а Лулу, привязавшись к Фрэнку, возненавидела сиамку.
Пес обожал женщину и от души пакостил ее мужу: гадил Л. Т. в шлепанцы, мочился
в носки и грыз занавески с его стороны кровати. Кошка же с самого начала не
признавала Лулу, да и собаку тоже. И если Фрэнк мог хотя бы имитировать
лояльность к Л. Т. - иногда подходил, вилял хвостом, лизал руку, то Люси раз и
навсегда объявила Лулу "священную войну": с первого же дня начала яростно
царапаться. Эту чисто кошачью принципиальность Кинг, вероятно, познал на
собственном опыте: "Кошка не меняет отношения к человеку, даже если такое
изменение в ее интересах. Кошка не может лицемерить. Если бы в проповедниках
было больше кошачьего, Америка давно бы вновь стала религиозной страной. Если
кошка любит тебя, ты это знаешь. Если не любит - тоже знаешь". Жизнь под одной
крышей с сиамкой даже "короля ужасов" смогла превратить в фелинолога-самоучку:
"Кошки легко поддаются переменам настроения, иной раз в них просто вселяется
бес. Любой, у кого жила кошка, вам это скажет. В такие моменты глаза у них
становятся большими, загораются, хвост поднимается трубой, они начинают
носиться по дому. Бывает, поднимаются на задние лапы, передними машут перед
собой, словно сражаются с кем-то, невидимым человеческом) глазу".
Взаимоотношения Л. Т. с Люси напоминают классический любовный роман: "... Я
вхожу в кухню, подхватываю кошку, глажу ее, она взбирается мне на плечо,
мурлычет, что-то говорит на сиамском языке". Поэтому не удивляет тот факт, что
жена все-таки ушла, оставив на холодильнике прощальную записку. Финал этой
"зоологической симфонии" по-кинговски леденят и жуток.
Стивен Кинг живет во вполне счастливой семье, где не ссорятся из-за
ревности к муркам и бобикам, и он может позволить себе сделать несколько
насмешливое предупреждение всем мужьям на свете: "Если ваша кошка и собака
ладят лучше, чем вы со своей женой, не удивляйтесь, что как-то вечером,
вернувшись с работы, вы найдете дома не жену, а записку на дверце холодильника,
начинающуюся словами: "Дорогой Джон... "
Ольга Струкова
Журнал для любителей кошек "Друг" №11, ноябрь 2003
(Рубрика "Великие кошатники" - Стивен Кинг)
|